Как научить ребенка выполнять договора?


Слышали от родителей в сторону своего ребёнка  — «С ним ни о чём договориться не возможно!»?

И, как правило, произносится это со смыслом – «вот он такой засранец … совсем испортился».

На договорах строятся большинство отношений в обществе.

То есть, это большущая тема, которая имеет в себе  много слоев, зачастую скрытых, не явных, не обозначенных.

И без умения договариваться и держать договора сложно выживать во взрослом мире.

При этом мало кто из взрослых может показать своё полное понимание и абсолютную ясность в этом слое общественной жизни.

А как вы обучали  своего ребёнка договорам? Вот буквально от простого к сложному?

В нашем клубе скалолазания я выстраиваю порядок с детьми на основании договоров. Ниже описаны смыслы и образы, на которые я при этом опираюсь.

И если они будут вам по душе – смело берите и пользуйтесь. Я уверен, что мир ваших детей от этого будет более ладным и понятным.

 

  1. Главная ошибка родителей: ожидание, что ребёнок сразу начнет выполнять договора. Но он не знает что это такое, ребёнок только знакомится с этой большой темой. И он много раз будет не соблюдать и нарушать договора. Не будет такого ожидания – будете меньше раздражаться и расстраиваться.

И ВАЖНО! Он просто его не выполнил, он не стал от этого плохим. Не меняйте отношения к своему чаду. Не выставляйте его из его естественной среды обитания (Любви) «на холод».

  1. Возьмите листик и начните выписывать всё, что возникает у вас в голове на вопрос «Договор это — … ?». Не нужно писать определение для энциклопедии, и пытаться дать правильный ответ строгому экзаменатору, а буквально вываливайте все слова и образы, которые будут возникать. Если сможете сделать это искренне и достаточно по времени, то увидите, сколько напряжения и боли находится у вас в сознании (например – ответственность, ограничение, нагрузка, позор если не выполню и так далее).

Про выгоду и пользу есть в списке? Поздравляю, у вашего ребёнка есть шанс!

ВАЖНО – Договор это когда выгодно и полезно обеим сторонам. В этом его суть.  Мы договариваемся сделать общее дело, и нам обоим будет от этого хорошо.

Если это не так, возможно, одна из сторон пользуется непониманием и слабостью второй. То есть криво управляет, манипулирует и так далее.

  1. Предлагаете ли вы ребенку договор или ставите как факт, с которым он вынужден согласится?

ВАЖНО — Договор – начинается там, где появляются две стороны, в равной степени имеющие право голоса и право быть выслушенным.

Ребенок должен иметь возможность отказаться от договора, если он не по душе.

В такие моменты в сознании родителя может возникнуть борьба. Есть насущная проблема по управлению ребёнком прямо сейчас, которую родитель хотел решить с помощью этого договора. А есть большая и глобальная задача – научить своё чадо, что такое договор и заложить добрую основу в отношениях на всю оставшуюся жизнь…

И дай нам, Бог, сил на принятие правильного выбора в этот момент.

 

  1. Мы пытаемся договариваться с детьми с очень раннего возраста. Пожалуй, с первой попытки усадить его на горшок…

И у него еще нет способностей ясно выразить свои условия договора, ему сложно вам донести своё понимание. И для этого ему нужно приложить силы, и их может не хватить. К тому же нужны силы на то, чтобы понять ваше предложение, ваши условия.

ВАЖНО — Договора должны быть простые, понятные и выгодные.

  1. Ребёнку важна любовь. И если её не хватает – он будете её искать и за неё биться. И даже если он не понимает, что такое договор, что ему сейчас предлагается, не понимает последствий «не выполнения взятых на себя обязательств»… Он всё равно скажет «да», всё равно согласится. Ведь от него именно этого прямо сейчас ждет тот человек, который может подарить любовь.

ВАЖНО – Предлагая договор, делайте это нейтрально, без ожиданий. Не должно меняться у вас отношение к ребёнку, если он откажется от него.

  1. Пункт «ответственность сторон». При не исполнении, вторая сторона имеет право обратится в суд. И сложность для взрослого, что он совмещает в себе участника договора и верховного судью. Большое искушение.

И как часто мы позволяем себе быть безнаказанными…

ВАЖНО – Несите наказание за своё нарушение, будьте готовы компенсировать нанесенный урон. И учитесь передоговариваться заранее (см следующий пункт).

Если вы этого не будете делать, то у ребенка в разуме на всю жизнь запечатается – «договор – это когда меня используют и обманут. А я буду бессильным».

Когда на  тренировке мы играем в «Выбивного», и если в тебя попали мячом,  то ты приседаешь или отжимаешься. И я играю с детьми, и сам приседаю и отжимаюсь каждый раз, когда в меня попадают. Именно для того чтобы заложить правильный образ договора в нашем общем мире, а не потому что мне не хватает физической нагрузки.

  1. Мир не всегда предсказуем, и не всегда мы можем рассчитать свои силы.

И наступает момент, когда ты понимаешь что не  в состоянии выполнить взятые на себя обязательства. Возникает страх, напряжение, досада. Разумеется – если я не выполню, я потеряю свое лицо, я подведу, стану негодяем (не годным).

Как часто мы себя начинаем насиловать и сгибать в бараний рог вместо того чтобы попробовать передоговориться со второй стороной?

ВАЖНО –  хорошо если ваш ребенок будет знать о возможности передоговориться со второй стороной, при этом не нарушая её интересов и не разрушая общее дело.

В заключении:

Я не претендую на полное понимание, что такое Договора.

Мой опыт занятий бизнесом и 20 лет педагогического стажа говорят, что почти у всех взрослых в сознании напутано, намешано и болезненно в этой теме.

Но очень хочется, чтобы наши дети жили в более добром, ладном и справедливом мире.

Давайте будем прикладывать свой душевный труд к тому, чтобы дети научились заключать и соблюдать договора!

Comments are closed here.